Приложение № 3 к приказу Управления образования
МО «Администрации Кош-Агачского района» № 243/ 1 от 01.06.2017г
ПОЛОЖЕНИЕ
о мобильной семейно-психологической службе
I. Нормативно-правовая основа мобильной семейно-психологической службы
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”
- Конвенция о Правах ребенка.
II. Общие положения
- Мобильная семейно-психологическая служба не является структурным подразделением Управления образования администрации МО «Кош-Агачский район», создается в рамах реализации муниципального целевого социального проекта «Кочевник» поддержанный Фондом поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации и предназначена для осуществления сопровождения семей «чабанов» находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Деятельность мобильной семейно-психологической службы направлена на сохранение психологического здоровья и обеспечение полноценного психологического и социального развития. Мобильная семейно-психологическая служба содействует прогрессивному, позитивному формированию личности.
- Мобильная семейно-психологическая служба осуществляет свою деятельность в школе, семье в соответствии с настоящим Положением.
- В решении всех проблем психолог, педагоги - психологи руководствуются, прежде всего, интересами детей «чабанов», семьи и задачами их всестороннего, гармоничного развития.
- Мобильная семейно-психологическая служба функционирует в тесном взаимодействии с психологом БУ РА «Управление социальной поддержки населения Кош-Агачского района», педагогами – психологами, педагогическим коллективом и администрацией школы.
- Деятельность мобильной семейно-психологической службы осуществляется психологами, получившими профессиональную подготовку по детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностике, психокоррекции.
III. Основные цели и задачи, содержание работы:
- Содержание работы мобильной семейно-психологической службы определяется:
- необходимостью полноценного психологического и социального развития детей «чабанов», сохранения их психологического здоровья на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к воспитанию и самовоспитанию;
- важностью индивидуального подхода к каждому ребенку и семье в соответствии с этим значимостью психолого-педагогического изучения несовершеннолетнего на протяжении всего периода пребывания в школе;
- необходимостью предупреждения правонарушений и отклоняющегося поведения обучающихся, негативного семейного воспитания;
- раннее выявление неблагополучия и оказание профессиональной психологической помощи по вопросам укрепления семьи и воспитания детей, улучшения внутрисемейных, дестко-родительских отношений.
- Работа мобильной семейно-психологической службы осуществляется по следующим направлениям:
психодиагностическое
-
- выявление общих и частных социально-психологических проблем, имеющих место в семье, в школе (наблюдение, анкетирование, собеседование);
- сбор и накопление информации для составления социального паспорта школы, семьи;
- изучение и диагностика индивидуальных особенностей обучающихся, семьи;
- анализ и принятие решений (планирование работы);
- изучение особенностей, интересов, потребностей, материального положения, семейных взаимоотношений;
- изучение особенностей микрорайона, его негативных проявлений и воспитательного потенциала.
психокоррекционное
- устранение отклонений в развитии личности или познавательной сферы обучающихся, семьи;
- работа с классным коллективом по предупреждению правонарушений;
- работа с неблагополучными обучающимися по корректированию отклоняющегося поведения и изменению воспитательной среды;
- работа по социальной помощи и защите различных категорий детей (инвалидов, сирот, детей из многодетных семей, детей из неблагополучных семей, детей из малообеспеченных семей).
информационно-просветительское
- руководство профилактической деятельностью;
- методическая учеба (семинары, консультации, занятия с элементами тренинга);
- координация деятельности и контроля в профилактических целях;
- налаживание взаимодействия с общественностью по профилактике и изменению негативных тенденций социума;
- организация правовой информированности детей, родителей, педагогов;
- изучение Конвенции ООН о правах ребенка;
профориентационное
- активизация процесса формирования психологической и социальной готовности обучающихся к профессиональному и социальному самоопределению.
психопрофилактическое
- разработка и реализация программ по профилактике правонарушений;
- профилактика и коррегирование негативной воспитательной среды (работа с неблагополучными семьями);
- работа по сохранению положительного семейного воспитания;
- использование возможностей органов образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения, общественных организаций для решения школьных проблем;
- принятие мер к взрослым, вовлекающим подростков в противоправные дела, жестоко обращающимися с детьми.
IV. Структура мобильной семейно-психологической службы.
В составе службы входят: психолог БУ РА «Управление социальной поддержки населения Кош-Агачского района», педагог-психолог образовательных учреждений.
V. Ответственность работников мобильной семейно-психологической службы.
- Психолог БУ РА «Управление социальной поддержки населения Кош-Агачского района», педагог-психолог образовательных учреждений несут персональную ответственность за правильность психологических результатов, адекватность используемых методик, обоснованность данных рекомендаций.
- психолог БУ РА «Управление социальной поддержки населения Кош-Агачского района», педагог-психолог образовательных учреждений несут установленную законом ответственность за конфиденциальность исследований, сохранность протоколов обследований, документации исследований, оформление их в установленном порядке.
VI. Права и обязанности работников мобильной семейно-психологической службы.
В своей профессиональной деятельности психолог и педагог-психолог обязаны:
- Руководствоваться нормативными документами.
- Рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния социальной и психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции специалистов другого профиля.
- Знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также детской, семейной, подростковой психологии. Применять современные научно-практические обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
- Препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.
- В решении всех вопросов исходить из интересов обучающихся, семейных задач его полноценного психического развития.
- Выполнять указания и рекомендации о задачах и методах работы лишь со стороны соответствующих специалистов. Психолог, педагог-психолог обязан выполнять распоряжения администрации, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой и практикой и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств.
- Оказывать необходимую и возможную помощь семьи, администрации и педагогическому коллективу школы в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития воспитанников, индивидуального подхода к каждому воспитаннику и семьи. Оказывать необходимую и возможную помощь детям при решении их индивидуальных проблем, в решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т.е. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству, педагогов или третьих лиц.
- Хранить профессиональную тайну: не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции и может нанести ущерб воспитаннику, семьи или его окружению.
- Работать в тесном контакте с семей, администрацией и педагогическим коллективом школы.
- Вести запись и регистрацию всех видов работ. С соблюдением сроков и форм отчетности отчитываться перед вышестоящими организациями о результатах своей деятельности за определенный период – как по административной, так и по профессиональной линии.
- Принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях методических объединений и т. д.;
- Посещать внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия с целью про ведения наблюдений за поведением и деятельностью семьи, обучающихся;
- Знакомиться с необходимой для работы психологической документацией;
- Проводить в школе для семьи собрания и групповые, индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами);
- Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях;
- Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, занятия с элементами тренинга и др.;
- Обращаться в случае необходимости через администрацию школы, сельского поселения с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи семьи;
- Обращаться с запросами в медицинские учреждения;
- Обращаться в научно-психологические центры по вопросам научно-методического обеспечения службы;
- Ставить перед администрацией школы, органами управления образования вопросы, связанные с совершенствованием психологической работы;
- Участвовать в научно-исследовательских работах, в курировании социально-психологической практики студентов колледжей, ВУЗов и т. д;
- Определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями.
Психолог и педагог-психолог имеет право:
- Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период.
- Ставить вопросы перед администрацией об условиях, необходимых для психологически благополучной семьи.
VII. Заключительные положения
4.1.Положение вступает в силу с даты утверждения его директором школы и действует до сентября 2018 года.
Методики используемые для создания комплексной системы социально-психологических мероприятий с семьей
Семейная социограмма- методика позволяет оценить: положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье прямой или опосредованный;
возникновения причин неблагополучия; динамику семейных взаимоотношений.
ШСО- предназначена для оценки социального климата в семьях всех типов.
Шкала семейной адаптации и сплоченности- Позволяет быстро, эффективно и достоверно оценить процессы, происходящие в семейной системе, и наметить мишень психотерапевтического вмешательства.
Рисунок семьи- предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений.
Тест-опросник удовлетворенности браком- предназначен для экспресс - диагностики степени удовлетворенности - неудовлетворенности браком, а также степени согласования- рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.
Тест «Характер взаимодействие супругов в конфликтных
ситуациях»- методика дает возможность охарактеризовать обследуемую пару по ряду параметров: наиболее конфликтогенные сферы супружеских отношений, степень согласия (или несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре.
Тест супружеских отношений- тест ориентирован на выявление отношений между супругами в семье.
«Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров)- выяснить особенности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.
Анкета для родителей «Насколько вы готовы быть родителем школьника» (Автор А.Колеченко)- выяснить, готовы ли родители к принятию новой социальной роли их ребенка.
Анкета «Мое мнение о школьной жизни ребенка» (Е.П. Арнаутовой)-проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка.